Вот это точно никому с точки зрения содержания не будет интересно….. Нет уже механического впрыска, точнее есть но пренебрежимо мало. Это только для тех бедолаг, у которых он сохранился, а как к нему подойти не понятно…
Всем владельцам борцам с механическим впрыском посвящается.
Так что с благословения главного специалиста в области ремонта всего, начинаю рассказ о механическом впрыске.
— Деда, а что такое механический впрыск? Это когда механики себе внутрь горючее впрыскивают?
— Ты или над дедом измываешься, или умом просто тронулся, причем здесь механики? Они живые, им конечно без горючего не как нельзя, как и любому русскому человеку, но к впрыску это ни какого отношения не имеет. Впрыск, это когда жидкость в газ впрыскивают, ежели речь про бензин идет, то бывает K-jetronik, это если регулирование состава смеси полностью механическое, и KE-jetronik, это так называемый модифицированный впрыск, в него элементы электрического регулирования введены. Основы устройства и у того и у этого одинаковая, разница в тонком регулировании.
— Тонкое, толстое, дед ты не путай меня, начинай с начала.
— Ну ладно, раз так вопрос стоит, слушай от руды. Как и у любой инжекторной системы, давление топлива в подающей магистрали создает бензонасос. Раз у нас речь о ремонте идет, сразу отметим, какое хулиганство может с давлением топлива произойти. Как сам понимаешь, если мы про давление речь ведем, то оно может быть или слишком малым или слишком большим, слишком большого, почитай никогда и не бывает, а вот на нехватку народ часто жалуется. Сперва давай поймем, как это хозяйство устроено, а там глядишь, оно само понятнее станет, что может тут споломаться. Бензонасос он или в баке стоит, тогда он погружной, или под днищем болтается, тогда его подвесным зовут, если на машинке подвесной насос стоит, то может так статься, что еще второй насос в баке живет, его подающим зовут.
— Деда, а зачем два насоса ставить? Это же вдвое дороже получается.
— Ну не вдвое. Дело в том, что насос подкачки или подающий, нужен для того, чтобы бензин подать к основному насосу это особенно полезно, если бензин совсем кончился в баке то, хотя на очень старых машинках так бывало, что и один насос под днищем болтался, и ни какого насоса подкачки и не было. Впрочем, не это главное, если этот подкачивающий насос и сломается совсем, большой беды не будет, обычно основной насос и сам нужное количество бензина из бака высасывает. Тут много страшнее, если топливный фильтр забит, ежели такая беда приключилась, добра не жди, один путь — менять его без жалости и делу конец. Следующая проблема, из-за которой давления топлива может недоставать, это если сеточка топливозаборника грязью забьется, такая беда и у подвесного и у погружного насоса приключиться может, если это случилось, топливозаборник нужно извлечь на свет божий, и прочистить, по-хорошему надо бы и из бака мусор извлечь. Хотя сильно злобствовать не стоит, т.к. в любом случае весь мусор в баке вокруг топливозаборника собирается, потому, как на любой машине топливозаборник в самой нижней точке бака расположен. Если бак не получается снять или охоты сугубой нет, можно заполнить бак бензином, взять шланг, опустить один конец вместо топливозаборника а через другой конец бензин самотеком пустить в канистру или в тазик. Грязь как пылесосом из бака и выберется. Конечно, по уму бак надежнее снять, но порой лениво бывает, порой возможности такой нету, поэтому и приходится приспосабливаться. Ежели сеточка у нас прочищена, следующая причина низкого давления может скрываться в самом насосе. Увы, все мы смертны, и ежели время насосу уже пришло, пора его менять, и ничего тут не поделаешь. Правда есть специалисты, которые насосы ремонтируют, но беда в том, что не всегда это успешно проистекает, поэтому каждый сам решает рискнуть или не полагаться на удачу и сразу потратиться на новый насос. Ну и последняя беда с давлением может хорониться в регуляторе давления топлива. Стоит оный регулятор всегда на выходе из магистрали, если речь про K-jetronik идет, то расположен он в дозаторе-распределителе под гаечкой на 16, если речь про KE-jetronik ведем, то это маленькая колобашка, которая рядом с дозатором-распределителем стоит, и как раз к ней от него коротенькая, но толстая трубочка идет. Регулятор редко ломается, но всяко в жизни бывает, кстати, если так сталось, что давление в системе повышено, то причина наверняка как раз в нем живет.
— Дедушка, а я слышал, что так бывает, что давление топлива может не доставать из-за низкого напряжения.
— Бывает и так конечно, но это совсем редко, тут надо худой контакт искать в цепи питания бензонасоса, или на плюсовой клемме или на массовой. Обычно если не контакт, то и насос вовсе не крутит, такое случается, если силовая релюха сигналки хулиганит, масса на насосе пропала, ну или какая более глубокая беда с проводкой.
— Я понял деда! Если давления топлива не хватает, то перво-наперво смотрим фильтр, затем сеточку, потом напряжение на клеммах насоса, и в последнюю очередь регулятор давления топлива.
— Все верно сказал внучек, исправляешься мало-помалу.
— Верно, то верно, ты лучше скажи, как прознать, давления мало или нет?
— И тут секретов больших нет, если мерить давление, то лучше делать это в параллель с системой, то есть не затыкать манометром магистраль, а использовать тройничок или другое специальное устройство, чтобы во время измерения система работала, так как ей должно работать, потому как бывают случаи, когда в манометр насос качает нормальное давление, а если мерить в параллель, его не хватает. Если манометра нет, тоже не беда, самый, что ни на есть, доморощенный и очень приближенный метод заключается в том, чтобы снять шланг обратки и посмотреть стекает ли бензин с магистрали в обратку при сильной прогазовке. Если стекает, то при условии исправного регулятора давления это говорит о том, что для данной системы давление в норме. Еще раз говорю, метод приближенный и не является истиной в последней инстанции. Есть другой метод, можно снять трубочку, подающую бензин к магистрали, опустить ее в бутылочку, и любым способом включить бензонасос, можно перемкнуть реле бензонасоса, можно крутить стартером, важно чтобы бензонасос работал ровно 15 секунд, за это время должно набраться минимум 650 грамм, если меньше, то надо искать где собака порылась.
— Деда, с давлением все понятно, оно должно быть и все тут, из-за чего мотор может еще плохо работать?
— Ну, брат, всегда ты торопишься, как леший смеяться. Давление это конечно важно, но главнее всего, в механическом впрыске, это конечно форсунки, если они распыла красивого не дают, победы не жди, так то брат!
— А как я по твоему увижу, дают они кому чего или нет?
— Ну, ты сам посуди, чтобы увидеть, что с ними, с форсунками то, происходит, надобно их вынуть на свет божий, пустить их, чтобы пылили, и посмотреть каков распыл. Для этого надо уже искать реле бензонасоса, перемкнуть 30-ую и 87-ую клеммы, насос должен заработать постоянно, если не выходит, иммобилайзер виноват, тогда можно подать напругу на клеммы насоса напрямую. Далее снять воздушный патрубок с расходомера, его еще в народе черепахой зовут, из-за того, что в клеточку он, и поднять плату расходомера, это такой кружок люминтиевый. Форсуночки то должны запеть так красиво-красиво, что твои комары летом, и пыль должна лететь мелкая премелкая, и чем ты выше кружок поднимаешь, тем сильнее факел должен раскрываться, и распыл то все одно, что при малой подаче, что при большой должен быть без капель и струй. Если же видишь ты струйки или капли летящие, добра не жди, можно по форсуночке ключиком постучать, но не со всей дури, легонько. Насос при этом должен работать. Если не помогает, можно форсунки винсом попробовать помыть, или ультразвуком, но самое верное средство это замена. В стародавние времена, когда народ победнее жил были методы как их восстанавливать, но это дело муторное, хлопотное, и не сильно надежное, поэтому я тебе, паря, про то рассказывать не буду, все одно грамотно не сполнишь, а только поломаешь, а раз так, то лучше сразу иди в магазин за новыми форсунками.
— Злой ты, дед! Нет бы поделился информацией, оно ведь пригодится же когда-никогда .
— Шиш тебе, я тут несколько лет назад рассказал одному, так у него не получилось, потому, как он через задницу делал, я же потом и виноват остался, не хочу право слово. Новые, оно надежнее.
— Ну ладно, один леший на тебя управы не найдешь. Значит, поставили новые форсунки и в добрый час?
— Щас. Разбежался! А от консерванта форсунки дядя промывать будет? Когда форсунки на заводе пакуют после проверки, их маслом наполняют, масло специальное, консервант называется. Так вот это масло, от воздуха дубеет, если форсунки долго на складе лежали, в корочку превращается гвоздики у форсунок к седлам приклеивает, даже если они сами по себе пойдут пылить, все одно качественного распыла не будет, да и остатки корочки, которая из консерванта между гвоздиком и седлом осталась, если не смыть, со временем от температуры превратятся в шлам, и тогда уже распыла ни в жизь не будет. А раз так, почитай ты деньги за форсунки свернул в трубочку и собаке под хвост определил. Так что стучать ключикам по форсункам, покуда все форсунки пылить мелкой пылью не начнут. Уже потом их можно по местам совать, а как сунешь, обязательно платку при работающем насосе поднять, чтобы грязь, которая под гвозди во время монтажа набилась, смылась в цилиндры, кстати, после этого и заведется машинка получше, как все соберешь.
— Так дедушко, с давлением и форсунками понятно, дальше что делаем?
— Дальше еще один важный кусок, это как воздух правильно посчитать.
— Это как это воздух считать?
— Да просто все. Ты сам посуди, для того, чтобы машинка хорошо бежала, бензина нужно прыскать ровно столько, сколько нужно не меньше и не больше, а как мотор прознает сколько его прыскать? Именно для того и есть расходомер воздуха. Когда мотор работает, обороты регулируются тем, на сколько у тебя дроссельная заслонка приоткрыта. Чем больше ее открываешь, тем больше воздуха в мотор засасывается, а раз так то бензина больше прыскать нужно, вот расходомер то это почетное дело и ладит. Если по терминологии смотреть, то это обычный ротаметр, то есть прибор, который измеряет количество газа проходящего в единицу времени через некое сечение, с расходомера больше ничего и не надо почти. А дальше, мил человек внимательно смотри, плата расходомера, это кружок люминтиевый, который мы с тобой поднимали — опускали раньше. Так вот он другим концом на плунжер дозатора распределителя давит, т.е. чем больше воздуха мотор засосал, тем больше плата отклонилась, и тем больше сдвинула плунжер, а он в свою очередь бензина к форсункам больше пустил.
— Тут все понятно, дедушка, какая здесь засада может быть?
— С засадами здесь все проще репы на пару. Пробовал колесо надувать?
— А то, как же, конечно, чем сильнее дуешь, тем быстрее надувается.
— Вот, а теперь смекай, если дырочка в колесе, как оно надуваться будет, а если не одна, и если они большие? То же самое, если мы не дуем, а сосем воздух, как это мотор делает. Смотри, какая вещь выходит, расходомер считает одно количество воздуха, исходя из этого, и бензина паук прыскает, если же где-то дырочка после расходомера имеет место, это считай неучтенный воздух, а раз так смесь уже беднее, и дозирование бензина при переходе от одного режима к другому не точное будет. Ну а чем дырок больше, тем процесс дальше от совершенства. А раз так, то все подсосы воздуха следует извести, самый правильный путь, это конечно, если патрубок старый или поношенный, его поменять, но не все в руках наших, поэтому порой приходится, где хомутик поставить, где изоленты подмотать, где может герметиком поработать, короче, подсосов быть недолжно, весь воздух должен идти через расходомер. Все трубочки нужно проверить, чтобы все которые на впускной коллектор одеваются на другом конце заканчивались не дыркой а чем то плотным. Самое скользкое место, это, конечно же, адсорбер, он пары бензина из бака собирает, и когда надо их отдает в мотор. Из-за старости уголь в нем слеживается, и получается, что воздуха из бака напрямую в мотор бежит, естественно ни кто его не считает, тут два пути, или заткнуть его или чинить, тут кому как приятнее.
— Все ты красиво рассказал дедушка, теперь объясни зачем, кроме того, про что ты рассказал, еще много всякого разного в инжекторе есть?
— Ну это брат так сразу про все и не расскажешь, давай на два-три паза разнесем, а то ведь читателю и утомиться не долго, ты покамест, все про что сегодня говорили, посмотри, вопросы приготовь, а там продолжим.