Гаражный 4

Борцам с системой охлаждения посвящается.

— Дедушка, скажи, о вот если охлаждающая жидкость уходит, что доливать?
— Правильный вопрос задаешь, и даже очень. Я тебе так скажу, по этому вопросу нет правды на свете. Я так думаю, что поправильнее, будет к этой теме с другого конца зайти. Если скажем, понятно, что залито и какого цвета, тут, как сам понимаешь, вопросов особых нет. Если же ушло, но не много, и голову ломать не сильно охота, долей воду перепаренную.
— Это как деда из парной что ли.
— Эк, ты балбес, русского языка не знаешь, перепаренная – значит дистиллированная, ну да ладно живи. Так вот доливаем ее, то есть воду. Если же, ушло богато жижи, тут уже надобно головушку чесать. Вишь, как жизнь устроена, атиХриз с тосолием не можно мешать, я тебе больше скажу, порой даже антиХриз от разных производителей мешать нельзя, там кислота выпадает, а там где кислота, там дырки в радиаторах, помпы, понимаешь, летят, разные там резиновые патрубки быстрее умирают. Поэтому, если не знаешь что залито, а лить нужно много, то лучше сливать все, от греха, и заливать что-нибудь из того, что всегда есть в магазинах.
— Дедушка, а почему же нельзя залить водицы, она ведь не напортит?
— Да как тебе сказать, по части напортить тут не все просто. Если вода не одна налита, и кроме того дистиллированная, напортить она конечно не напортит, только учти, что зима придет, водица то тебе боком выйдет. Как начнут радиатор с блоком цилиндров лопаться на морозе – наплачешься. Если же одну воду налить, то и ржа пойдет, оно хоть и не железо, но коррозию ни кто не отменял, пока. Акромя того, подшипник помпы антифризом смазывается, а вода то в качестве смазки плоховато идет. Если же ты воду из лужи залил или из крана, то тут тебе придется с накипью познакомиться, а накипь, мил человек, это большая гадость, тут тебе и перегрев когда жарко, и недогрев когда холодно.
— Короче, деда, я все понял, сливаем старый антифриз, заливаем новый, и в путь.
— Нет, дяденька, так дело не пойдет, этак ты весь новый антифриз в урну спустишь. Ты меня послушай. В любом случае, если ясно, что антифризу конец настал, и его надо менять то…
— Деда, деда, деда…. Погоди, а как определить, что его надо менять, ведь если он не уходит, все вроде хорошо, или как?
— У антифриза есть два признака, по которым можно судить о том, живой он али мертвый. Это цвет и запах. Если заливал ты, к примеру, красный антифриз, а он у тебя бесцветный стал, все – замена. Если был зеленый, а стал желтый, или как по-другому, та же деда. Ну а если он такого цвета, что ржавчина голубее, тут сам понимаешь, бороться за качество, уже смысла тоже нет. Кроме того, не забудь понюхать, чем у тебя из расширительного бочка или радиатора пахнет. Если пованивает старыми носками или тухлой рыбой, на экономию не надейся, антифриз должен пахнуть антифризом и шабаш.
— Деда, ты начал рассказывать, как правильно антифриз менять.
— Ну да, а ты меня перебил, короче слушай. Когда мы антифриз сливаем, обязательно литра полтора в моторе останется, кроме того, в большинстве случаев сливную пробку с блока цилиндров найти не выйдет, а если и выйдет, потом наплачешься, ее кажНый раз заворачивать, отворачивать. Ты не забудь, что если пробка и есть, то она под выпускным коллектором, а он мил человек, на рабочем моторе горячий. Кстати, если пробку то отвернул, а оттуда не капит, возьми палочку, и потыкай туда, откуда отвернул, порой там всякой гадости соберется, не проковыряешь, не потечет. С блоком понятно, теперь радиатор. Радиатор, брат, это целое дело. На старой машине, может так статься, что сливная пробка отвернется вместе с куском радиатора, поэтому, если не уверен, лучше поОберечься
— Это как?
— Как, как, патрубок нижний с радиатора снять, и делу конец. Но, это не конец, это только середина. Сперва, надобно посмотреть, можно ли безболезненно снять термостат.
— Деда, а зачем термостат снимать, если он работает
— А с чего ты взял, что он работает?
— Ну, как же, ведь если запустить холодный мотор, верхний патрубок будет горячим, покуда мотор не нагреется, потом, постепенно нижний патрубок начнет нагреваться, это как раз и скажет о том, что термостат открылся, причем при нужной температуре. Если бы нижний патрубок грелся вместе с верхним, или же мотор кипел, а нижний холодный, то, тогда, конечно термостату конец, а так зачем его менять.
— Все ты дельно лопочешь, только учти, что температура открытия термостата, тоже бывает разной, это во-первых, во вторых не забудь, что после всяких моек и чисток жизнь термостата не сильно увеличится. Ну и самое смешное, мы ведь чего с тобой делаем?
— Ну, как же деда, систему охлаждения моем.
— Вот! А процедура эта длительная и муторная, а по сему, кажНый раз ждать покуда термостат откроется, чтобы водицу не только в блоке, но и в радиаторе мутить, это мил человек заколдобишься. Кроме того, если термостат, открылся, это уже считай температура кипения, а мы ведь водой моем, а раз так, то и твоя подруга накипь тут как тут. Так что термостатик лучше удалить на время мойки, а если деньгами богат, то после мойки и поменять его на новый не грех.
— Так, понятно, значит, убрали термостат, заранее сняли нижний патрубок радиатора, чтобы легче мылось, а дальше?
— Дальше, не немного сложнее. Покуда мыть водой будем, хомутом крепить нижний патрубок нам совершенно не потребно, так, возня одна, а толку в этом почитай никакого и нету, давление то в системе покуда мотор холодный никакого нет, а раз так, то патрубок сам не соскочит. Ну да ладно, бежим далее. После того, как всю старую жижу выпустили, заливаем чистую воду, не дистиллированную, а простую из-под крана. Нам это сделать вполне можно, мы ведь термостат выкинули, так что вода у нас будет по все системе охлаждения вполне вольготно гулять, а раз так, сильно греть нам мотор не надо. Минут две три поболтали, и опять воду сливаем, и так повторяем, пока вода на слив чистая как твоя слеза не пойдет.
— Здорово, деда. Как все просто!
— Да, внучек, но это не все. Если хочется помыть систему хорошо, то после того, как чистая вода пошла, одеваем нижний патрубок радиатора, хомутом его крепим, и заливаем опять же чистую воду. Но к ней еще очиститель системы охлаждения, какой именно не скажу, это сильно зависит от ситуации, может так статься, что придется специальный очиститель готовить. А как ты хотел, и такое случается. Так вот залил, очиститель, и гоняешь мотор, согласно инструкции на бутылочке…
— Деда, как же так, ведь если гонять долго, мотор нагреется до 100 градусов, и накипь из воды начент на стенки садиться?
— Молодца, внучек, только ты одного недодумал, мы ведь окромя воды, еще очиститель влили, он то накипи не то, что не даст сесть, он ее со стенок счищать начнет.
— Дед, а как проверить счистит он ее полностью или нет?
— Вот тут штука тонкая, самый простой момент, скинь патрубок с мотора и сунь нос внутрь, если есть накипь, то мало мыл систему, если нет, то это еще ничего не значит, может так статься, что в моторе мы почистили, а в радиаторе, как бы даже и нет.
— Деда, так чего проще, ты дай рецепт на все случаи жизни, и делу конец, ведь можно же применить такую чистку, которая все разом вычистит?
— Можно то можно, только ты одно учти, любое сильно средство человек умелый должен применять, вот к примеру дать тебе в руки экскаватор, ты же вместо того чтобы траншею вырыть все забору вместе с людями посшибаешь, и сам убьешься, все потому, что не обучен, и мозги у тебя, мил человек, не под то заточены. Поэтому, ты вовремя понять не сможешь, что происходит, а там гляди и мотор запорешь, кто виноват будет? Дедушка гаражный, он ведь научил! То-то, так что так договоримся, ты вот это, что проговорили, делай, а если не поможет, то уже к спецам, иначе дров наломаешь.
— Я понял дедушка, рассказывай дальше, что делать.
— Немного рассказывать то, после того, как время мойки прошло, сливаешь все что начистили, и моешь опять водой, до тех пор, покуда все на вымоешь, т.е. не просто чтобы чистая вода пошла, а чтобы даже пузырей в расширительном бочке не было. То есть прогрел в очередной раз, перед тем как сливать водицу то, открой расширительный бочек, и посмотри, пена есть или нет, если есть, еще раз мой. И вот тут то, как только все чисто будет, сливаешь в после последний раз воду, набираешь систему дистиллированной водой, гоняешь как раньше, спускаешь ее. Ставишь термостат, не забудь новую прокладочку поставить, одеваешь нижний патрубок, хомутом его зажимаешь, ну естественно все что снял, одеваешь на место.
— Деда, и это все?
— Нет, непоседа, почти все, но не до конца. Как все собрал, заливаем концентрат антифризный, затем добавляем воду…
— Дед, ты чего буровишь! Даже я знаю, что антифриз надо в ведерке разводить один к одному, чтобы правильно было, потом, маленькой струйкой заливать в расширительный бочек, а ты что говоришь, ты деда, видать совсем старый стал, тебе бы все побыстрее, а как же качество?
— Ишь, ты, разговорился, а вот ты мне что, мил человек, растолкуй, ты из блока цилиндров всю жидкость до капли сольешь?
— Это я не знаю.
— Так вот я знаю, хоть на голову стань, а в разных пазухах в моторе примерно литра два жидкости останется, при этом, когда ты свою смесь зальешь, концентрация у нее просядет, и мерзнуть у тебя антифриз уже будет не при той температуре, на которую ты рассчитываешь, а при меньшей. Кроме того, так как не все у тебя сольется, то и все что ты наготовишь, не все и зайдет. Так что выбирай мил человек, что тебе ближе, сделать, как в книжке пишут, просадить концентрацию, и в запасе оставить не вошедший антифриз, или же концентрацию несколько завысить и забыть про проблему.
— Эк ты дед все вывернул, теперь я получаюсь виноватый, книжки ведь не дураки пишут, а там написано, что именно так надо делать, как я тебе говорил.
— Книжки, книжками, а голову на плечах надо иметь, не только чтобы забывать ее мыть по утрам. Короче, после того как концентрат залил, дистиллированной водой добавил до уровня, закрываешь пробку, пускаешь мотор, ждешь, пока уровень в расширительном бочке упадет, после этого, глушишь мотор, ждешь, пока мотор немного остынет, открываешь расширительный бочек, доливаешь дистиллированную воду. Только, учти, что если мотор уже нагрелся, если сразу откроешь, ошпаришься сильно, подожди, пока остынет. Итак, греешь, доливаешь, покуда вентилятор не включится, это как раз скажет о том, что вода через радиатор побежала, т.е. термостат открылся. После того, как все закончишь, через денек проверь уровень, как не гоняй пробки, а все одно один – два пузырёнка обязательно где-нибудь прилипнут, а раз так, как только они выдут, нужно будет вместо них жижи долить, так то.

— Деда, Ты новости то читал в радиогазете? Там про нас с тобой написали, так вот опытные люди там говорят, что если как ты учил антиХриз поменять, то помпа умрет, и что про смазку подшипника помпы ты ерунды наговорил. Короче, я так думаю, если ты по старости своей чего-то не догоняешь, нечего вылезать, есть инструкция завода изготовителя ее чай не лохи педальные пишут по ней и надо делать. Люди то прочтут, что ты тут насоветовал, кинутся делать, а потом помпы у людей как листья по осени и полетят, с тебя то потом взятки гладки, мало того, что старый, так еще и гаражный! Гаражных и домовых с лешими кто видал, запозоришь ты, чует мое сердце, наш род.
— Кнут по тебе плачет содовая твоя голова, ты, куда все вывернул сын пожилой собаки? Ты или читать не умеешь, или специально над дедом глумишься. Человек не ругается, а степенно спрашивает, а раз он степенно спрашивает, то мы ему степенно должны ответить, кроме того, раз спрашивает он, то значит ему интересно, а раз у него интерес с недоверием есть, то значит, он, прежде чем что делать, наверняка все изучит, и что не понятно, десять раз спросит, а мы для того здесь и сидим, чтобы объяснить, и попортить не дать. Понимаешь, касатик, инструкция завода изготовителя она как библия, на все времена, для всех народов написана, Иными словами, если по ней делать, то даже сын пустынь Араб сделает и не напортит, ну а если не срослось, меняй все по порядку, радиатор, забитый он ведь, помпу, ну и так далее по списочку. Кроме того, в инструкции завода изготовителя не должно быть прописано такого, за что крючкотворы с завода по суду денег слупЮт. И потом сам подумай, если такое как я тОбе говорил прописать на заводе, это уже не солидная фирма, а гараж какой то, мы то с тобой гаражные ведь! То, что я тебе говорю это опыт многолетней работы а не бабушкины домыслы. То-то. Потом, что это за лексикон такой? «Догоняешь», ты где таких слов набрался?
— Деда, точно не догоняешь, так теперь молодежь говорит.
— Молодой ты Ышшо не понимаешь что говоришь.
— Деда, ты скользкий как угорь, не смотря на то, что старый, тебя вилкой к тарелке прижми, один нос, вывернешься, ты лучше про подшипник с помпой расскажи.
— Ты как с дедом разговариваешь, портянка ты не добитая! Вот тресну костылем промеж глаз, будешь знать. Помпы полетят у тех граждан, которые читать не умеют. Во-первых, G11 с G12 мешать нельзя, ни под каким соусом, ни в каких соотношениях, именно поэтому если одно залито по ошибке, а надобно залить другое, надо всю систему мыть, как я рассказал. Теперь дальше, ежели должен быть залит G11, а ты G12 зальешь, помпа у тебя пренепременно накроется, именно потому накроется, что она рассчитана для жития в G11. Ты сам посуди, как подшипник помпы устроен? Подшипник он по тому и подшипник, что крутится, а раз крутится, то смазка должна быть, а чтобы ее антифризом не вымывало, есть сальник, причем сальник ядреный, ему же в агрессивной среде работать, и еще при температуре, поэтому, он дюже жесткий и из специяльной резины. Так вот ентот сальник он у каждой помпы под свой антифриз посчитан, если тип антифриза меняется, то сальничек уже не работает, как должен, а набухает как от бензина или масла. Его распирает, он разрушается, антифриз начинает заводскую смазку вымывать, а без смазки подшипник рушится, и наружный сальничек мрет уже не от времени, а от радиального люфта оси помпы. К примеру, если у тебя в ухе зачесалось, а ты туда сунул лапку, и давай там сверх меры шурудить, глядишь и порушишь ухо то, так и наружный сальник помпы от радиального люфта ее оси рушится. Кстати если воды вместо антифриза залить, на современных помпах, тоже долго не проездишь, а все почему, потому, что кромка внутреннего сальничка работает не через антифриз, а через воду, пальцами антифриз щупал? Он ведь немного но все ж таки жирный, а раз так, то когда он под кромку сальника попадает, он его и мажет как твое сало, а если вместо антифриза вода, то получается, что кромка сальник по металлу почти как посуху бежит, вот она и истирается, а раз проелся сальник, смазочку то антифризом опять и смыло.
— Дед, я вот чего не понимаю, почему раньше народ на воде ездил, и горя не знал, а теперь ты говоришь, что с водой получается на сухую.
— Материалы, другие были, ни хуже, не лучше, а просто другие, коэффициент трения скольжения той резины по железу с водой другой был, конструкция сальника была другой, даже если износ был, за счет упругости резины, износ компенсировался, нонешние сальники они из другого материала, и другой конструкции, они жестче намного, и кроме того, не только воду, но и другой тип антифриза не терпят, так то.
Ну что убедил я тебя, Фомушка с недоверием?
— Я то, что, я тебе верю деда, вот пусть люди прочтут, да спросят, или скажут, где ты опять не прав, тогда и поглядим, какой ты гаражный.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 24.07.2019 — 23:59

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *